- До своего второго дня рождения дети каждый день узнают что-то новое. Как это лучше всего работает?
- Что такого хорошего в строительных блоках?
- Разве дети не могут изучать моторику и язык с помощью приложения или видеоклипов?
- Могут ли маленькие дети учиться с помощью цифровых приложений? Такие исследования есть.
Педиатры бьют тревогу и предупреждают о негативных последствиях цифровых медиа. Эксперт объясняет, почему от приложений и видео могут болеть маленькие дети.
Более 70 процентов детей в возрасте от двух до трех лет используют смартфон родителей до получаса в день. Но эксперты сходятся во мнении, что малышам мобильный телефон не нужен. Как родители осмысленно поддерживают своих детей, могут ли дети до трех лет чему-либо научиться из приложений и видео и какие негативные последствия может иметь чрезмерное потребление медиа, объясняет педиатр и эксперт по нарушениям развития у детей и подростков Волкер Малл.
До своего второго дня рождения дети каждый день узнают что-то новое. Как это лучше всего работает?
Волкер Малл: Взаимодействие, игра вместе с другими детьми или взрослыми имеет решающее значение. Поощрять детей младшего возраста можно не с помощью курса китайского языка на планшете, а с помощью объятий, игр или сидения у вас на коленях. Маленький ребенок учится с каждым своим движением, потому что он получает обратную связь от своих мышц. Они также учатся, глядя в глаза своим опекунам: мать одаривает их подтверждающей улыбкой или выглядит шокированной, когда они тянутся за ножницами. Если родители сталкиваются с решением, играть ли их малышу с кирпичиками или с приложением, я всегда предпочитаю строительные блоки.
Что такого хорошего в строительных блоках?
Эмоции во время игры важны для идеального обучения. Дети в восторге, когда их башня устанавливается, и очень злятся, когда она опрокидывается. Строительство также тренирует трехмерное мышление. Вытащить блок внизу без того, чтобы все рухнуло, также довольно сложно с точки зрения мелкой моторики. По сравнению с этим, провести пальцем по смартфону очень просто.
Разве дети не могут изучать моторику и язык с помощью приложения или видеоклипов?
Из исследований мы знаем, что маленькие дети значительно хуже воспринимают контент, передаваемый через экран или звуковое приложение, и меньше узнают от него. Например, они плохо запоминают слова или совсем не запоминают. Только в возрасте примерно 20 месяцев они даже запоминают отдельные слова, которые они выучили с помощью экранного приложения. Если вы все еще проводите много времени перед цифровыми медиа на раннем этапе, то это напрасная трата времени, когда вы привыкаете к чему-то, что в конечном итоге для вас бессмысленно.
Могут ли маленькие дети учиться с помощью цифровых приложений? Такие исследования есть.
Расширение словарного запаса за счет серий
Согласно исследованиям, дети от трех до пяти лет учили новые слова благодаря качественной образовательной программе «Улица Сезам». Ученые не смогли определить эффект у детей до трех лет.
Учите языки с помощью видео или аудио приложения
В ходе эксперимента о младенцах в возрасте от десяти до двенадцати месяцев (родной английский) заботились носители китайского языка. После двенадцати 25-минутных игровых единиц младенцы научились отличать звуки китайского языка друг от друга.
Во втором эксперименте исследователи попытались заменить носителей китайского языка акустическими и аудиовизуальными вариантами обучения. Несмотря на профессионально оформленные программы, это не увенчалось успехом. Младенцы не могли различать звуки китайского языка друг от друга. Исходя из этого, ученые пришли к выводу, что прямой контакт и взаимодействие с реальными людьми имеют решающее значение для изучения языка.
Что плохого в раннем привыкании к сотовым телефонам? Экраны повсеместно используются в повседневной жизни взрослых.
С образовательной точки зрения, это совершенно бесспорно, что мы создаем важные импульсы для будущего в этом молодом возрасте. Чем раньше я установлю границы, тем важнее они будут для ребенка в повседневной жизни. Таким образом, родители увеличивают вероятность того, что их дети впоследствии захотят много и часто пользоваться мобильными телефонами и планшетами.
Немецкие педиатры рекомендуют детям младше 36 месяцев в идеале не проводить время за мобильными телефонами или планшетами. Почему?
По крайней мере, до 18-месячного возраста нет никаких доказательств того, что дети получают какую-либо пользу от цифрового контента. Только к своему второму дню рождения они могут по-настоящему воспринять то, что они видели или слышали. В то же время есть много признаков того, что цифровые приложения могут иметь негативное влияние. Речевое или моторное развитие может быть задержано. Эксперты также связывают повышенный риск развития внимания или тревожных расстройств в дальнейшем с чрезмерным потреблением средств массовой информации. Вот почему немецкие специалисты рекомендуют сериалы, видео или приложения только для детей старше трех лет.
Разве ребенку не нужно привыкать к цифровым медиа в раннем возрасте, чтобы потом не отставать в школе и на работе?
Я не знаю ни одного ребенка, который не мог бы ходить в школу, потому что у него слишком мало навыков работы с компьютером. Но есть много студентов, у которых проблемы из-за того, что они весь день сидят за планшетом или мобильным телефоном. В конце концов, работа с цифровыми медиа относительно тривиальна и очень проста в освоении. Даже позже. Двухлетнего ребенка не научишь нажимать на педаль акселератора, потому что водительские права будут важны позже.
Почему цифровые медиа могут вызвать у вас недомогание и задержать здоровое развитие?
Прежде всего, вы должны представить, чего не делают дети, сидя перед телевизором или планшетом. Они меньше говорят и не двигаются. Исследования показали, что дети плохо учатся говорить, когда проводят много времени перед экраном, потому что тогда они меньше разговаривают друг с другом в семье. Дети должны заниматься спортом или играть не менее часа в день. Но они просто сидят перед телевизором. Это отрицательно сказывается на их моторике и в целом плохо сказывается на их здоровье. Также было доказано, что дети страдают от нездоровой диеты, когда они сидят перед телевизором. Затем они чаще прибегают к лимонаду или шоколаду.
Что еще педиатры знают о возможных негативных последствиях сотовых телефонов и планшетов?
Исследования показывают, что просмотр медиа за несколько часов до сна может нарушить сон. Также бесспорно, что потребление чрезмерного медиа увеличивает риск социальной изоляции. Затем пренебрегают другими повседневными вещами, и все вращается вокруг компьютерной игры или приложения. Больные дети или подростки больше не участвуют в повседневной семейной жизни и больше не встречаются с друзьями.
Что означает чрезмерное потребление медиа?
Граница между частым и чрезмерным потреблением тонкая. Нельзя сказать, что полчаса экранного времени в день – это нормально, а 35 минут – нет. Под чрезмерным мы подразумеваем переход к зависимости. Если ребенок так часто использует мобильный телефон или планшет, что пренебрегает другими занятиями или хобби, то такое поведение, скорее всего, вызовет болезнь в долгосрочной перспективе.
Часто можно услышать, что приложения и видеоклипы являются сенсорной перегрузкой для маленьких детей и поэтому вредны. Верно?
На данный момент исследований по этому поводу нет. Но когда родители показывают фильм ребенку младше двух лет, дети подвергаются множеству раздражителей. Но с картинками и словами вы можете сравнительно немногое. То, что видят или слышат, не приводит к обучающему эффекту. Стимулы с экрана можно рассматривать как мертвые стимулы. В конечном итоге они могли быть утомительными и определенно беспокоить меня. Ученые пока не смогли доказать такой подход.
Что такое здоровое медиа-потребление для маленьких детей?
Очень важно смотреть сериал вместе или использовать приложение, потому что родители и дети могут рассказать об увиденном. Кроме того, важно качественное образовательное приложение. Дети старшего возраста, безусловно, могут извлечь пользу из цифровых медиа и, например, выучить новые слова в приложении. Не доказано, работает ли передача знаний через экран так же хорошо, как в реальной жизни.
Многие родители используют сотовые телефоны или планшеты как спасательный круг в повседневной жизни. Есть ли смысл проигрывать видео, чтобы дети хорошо чистили зубы?
Нет! Все эксперты однозначно не советуют этого. Спор о чистке зубов – важный аргумент в развитии ребенка. Это одна из многих повседневных проблем, которую родители и дети должны решать вместе. Каждый, кто постоянно избегает таких споров, должен спросить себя, где и как его ребенку следует научиться справляться с конфликтами.
Могут ли родители вытащить сотовый телефон, когда ребенку скучно?
Скука также важна для развития, и ее не следует подавлять с помощью видео одним нажатием кнопки. Необходимо разобраться с собой и своими мыслями. Если родители никогда не допускают скуки и сразу включают телевизор, когда ребенок жалуется, они не смогут научиться справляться с собой.
Что вы можете посоветовать родителям, чей ребенок все время хочет играть по телефону?
Семьи должны придумать хорошие альтернативы экранному времени. Общее хобби, которым действительно наслаждаются все участники, очень важно. Энтузиазм передается и ребенку. Запрещать использование медиа не имеет абсолютно никакого смысла. Альтернативное предложение должно быть правильным.
Является ли время от времени видеочат с бабушкой табу для детей младше трех лет?
Использование сотовых телефонов в качестве средства связи имеет мало общего с играми и просмотром видео. Во время видеозвонка члены семьи сидят вместе перед экранами и разговаривают друг с другом. В общем, речь не идет о демонизации сотовых телефонов или планшетов, потому что они играют важную роль в нашей повседневной жизни, когда мы взрослые, мы любим их использовать, и мы много о них думаем – это здорово. Ребенок замечает это. Вы всегда должны быть искренними.