Инфляция

Инфляция – это рост цен на услуги и товары, который сопровождается понижением покупательской способности, а также обесцениванием денег. Так, на одну и ту же сумму денег вследствие инфляции можно будет купить меньшую часть товаров или услуг, чем это было ранее.

Причины инфляции

Как правило, инфляцию разделяют на 2 подвида: инфляция предложения, и инфляция спроса.

Инфляция предложения характеризуется тем, что у производителей товаров и услуг повышается себестоимость продукции/услуг, в связи с чем такое удорожание они должны перенести на конечного потребителя. Таким образом, происходит повышение стоимости, что приводит к уменьшению покупательской способности клиентов.

Причины инфляции предложения:

Инфляция
  1. Увеличение цен на мировом рынке. Если производитель использует для своей деятельности импортное сырье, поднятие цен на такое сырье приведет к увеличению цены конечного продукта.
  2. Монополия в некоторых сферах производства. Компания-монополист может искусственно увеличивать стоимость своей продукции, таким образом компании-конкуренты должны будут также увеличить цену продукции, чтобы не работать себе в убыток.
  3. Рост уровня заработной платы на производстве. Поскольку в себестоимость продукции входят также затраты на оплату труда, то при увеличении данных затрат – стоимость конечной продукции увеличится.
  4. Увеличение суммы гос. пошлин, акциза и пр. налогов. При увеличении налогов, стоимость на продукцию возрастает.
  5. Уменьшение количества запасов. Например, уменьшение урожая вследствие засухи, природных катаклизмов и т.д. также приводит к инфляции, поскольку объем работ уменьшается, однако оплата труда и прочие расходы остаются на том же уровне. Как итог – меньшее количество выпущенной продукции (а значит, и меньшая прибыль) с прежним уровнем затрат.
  6. Также рост цен может быть из-за искусственного ажиотажа на определенный товар. К примеру, покупатели ожидают повышение цен на продукцию, потому начали массово выкупать все единицы товара. Как следствие, производитель/продавец видит сильное увеличение спроса и поднимает цену на пользующийся популярностью товар.

Инфляция спроса – это когда предложение не может полностью удовлетворить спрос. Так происходит, когда у потребителя есть свободные деньги, которые он готов потратить на новые покупки, но производитель не успевает за спросом и повышает цену.

Инфляция спроса происходит из-за:

Инфляция
  • Увеличения кредитования населения. Это происходит, когда банковские учреждения выдают кредиты деньгами, которые ничем не подкреплены (золотом или др. драгоценными металлами), т.е. это просто “фантики”. Однако, на такие деньги можно купить товары, таким образом увеличив инфляцию.
  • Дополнительного “печатания” денег. Когда долг страны возрастает, очень часто руководство государства начинает “печатать новые партии” денег, чтобы не допустить дефолта в стране. Однако, количество денег в обиходе в идеале должно увеличиваться с количеством выпускаемой продукции/товаров. Если же этот процесс не происходит, такое действие приводит к инфляции.
  • Недостаточного количества товаров при том же уровне количества денег у потребителей.

Как рассчитывают инфляцию

Инфляцию рассчитывают, исходя из отношения новых цен к предыдущим. Центральные банки стран чаще всего рассчитывают инфляцию по стоимости потребительской корзины. Так, ежемесячно высчитывается стоимость потребительской корзины, которая состоит из около 500 наименований товаров и услуг.

Покупатели сами могут рассчитать уровень инфляции продукции/услуги, для этого нужно сравнить цену в начале текущего месяца, и в начале предыдущего месяца (или периода, за который вы хотите сравнить – квартал, полугодие, год и т.д.).

Последствия инфляции

Как утверждают некоторые финансисты, инфляция не всегда 100% негативно влияет на доходы людей. Так, если процент доходности по вкладам или иным инструментам инвестирования выше процента инфляции, ухудшения уровня жизни потребителя не произойдут. Если все же ставки по инвестиционным инструментам не покрывают инфляцию, то более бедные и версты населения со средним достатком быстрее ощутят последствия инфляции, нежели те, кто с достатком выше среднего. Как правило, разница в росте цен продуктовой корзины между первой и второй группами составляет около 9 пунктов.

Последствия инфляции для каждого разные и напрямую связаны с материальным положением потребителей, а также кредитной ситуацией предприятий-производителей, однако при этом каждый может увидеть реальное уменьшение доходов и сбережений. Долгосрочное инвестирование становится не выгодным, и экономический рост идет более медленным темпом.

Как борются с инфляцией

Инфляция

Побороть инфляцию можно с помощью изменения механизмов влияния на экономику. При этом, денежно-кредитная политика должна стать более лояльной для населения, а денежная реформа поможет в вопросе изменения системы. Сокращаются затраты государства и увеличивается размер налогов, при такой системе возможна минимизация дефицита.

Также, выделяют такие способы борьбы с инфляцией:

  • Таргетирование. Таргетирование инфляции происходит с помощью регулирования ставки рефинансирования. Так, при увеличении ставки вклады в банках становятся более выгодными для клиентов, а потребительское кредитование дороже, вследствие чего масса денег снижается. Если же ставку уменьшить, то происходит процесс, обратный описанному. Таргетирование инфляции можем наблюдать на примерах США и некоторых стран Европы.
  • Контроль денежной массы. Центральные банки могут проводить регулирование резервирования денежных средств коммерческих банков на счетах в ЦБ с увеличением их нормы, что приведет к уменьшению средств у коммерческих банков для выдачи кредитов населению.
  • Выпуск в продажу ценных государственных бумаг.
  • Приватизация государственной собственности. Так, при приватизации государственных предприятий, большая часть денежных средств будет задействована. Также, проданные гос. предприятия уйдут с баланса бюджета, чем тоже облегчат нагрузку на него.
  • Массовый импорт потребительских товаров. Такой комплекс мер поможет произвести отток денег в обороте, способствуя уменьшению инфляции.